Представляю вашему вниманию рецензию на спектакль «Таня - Таня», молодого драматурга Оли Мухиной, увиденный мною в Театре Сатиры на Васильевском острове...

Главная страница

Рецензия на «Касатку» А.Толстого
Рецензия на «Вишневый сад» А.Чехова
Рецензия на «Ночь ошибок» О.Голдсмита
Рецензия на «Страсти Христовы»
Доведенная до крайности
Невесомая душа,
По неведомой случайности,
Жизнь нелепую круша,
Приступив законы тайности,
Погибает, обветшав...


Самое интересное, что сюжет спектакля еще некоторое время назад совпал бы с моими жизненными переживаниями, которые внезапно закончились как раз в тот момент, когда другие переживания, но только положительного характера взяли верх в моем сознании над первыми.

Это действительно банальный сюжет. Три пары собрались жаркими летними днями на даче у одного из участников действия. Седьмым персонажем был некий наблюдатель – пенсионер, видимо постоянно проживающий где-то неподалеку от места действия. Свободный от ежедневных нормированных забот, приносящих кроме денег и занятости, еще и усталость, раздражительность, плохое настроение и неминуемое приближение старости, он – сочинитель различных небылиц и, как водится, любитель водки, попеременно находится то в центре, то на втором плане, что не мешает ему вносить некий философский элемент во все действие.

Начав с главных, которыми в спектакле являются все же, по моему мнению, три несчастные поры, говоря этот эпитет, я забегаю вперед, я отошла от него только для того, чтобы теперь предаться подробному описанию происходящего в спектакле.

Переплетение чувств, эмоций, страстей делает действо драмой; неожиданные отступления философского характера дополняют динамично развивающиеся события, слегка «тормозя» их, заставляя понять каждый персонаж в отдельности, его мысли, характер, его внутренний мир; а трагическое окончание действия дает понять, что жанр трагедии в данном случае не исключен. Окончание спектакля явно ассоциируется с «пиром среди чумы», когда всеобщее напряжение сменяется безудержным весельем, питьем шампанского, радостными возгласами, удовлетворением тех скрытых потребностей, которые преследовали персонажей на всем протяжении действия. Но перед нами только пять участников спектакля, только пять... из семи. Наблюдатель – пенсионер не берется в расчет из-за своей только косвенной значимости в действии, да и из-за обиды, нанесенной ему. Но обида его – ничто по сравнению с обидой брошенной девушки, одной из тех, чьи имена и дали название спектаклю. Таня покончила собой. А какой еще мог быть финал? Риторический вопрос. Ответ на него мы находим в своей молодости, когда ничто для нас не имеет большего значения, чем наше собственное чувство, выраженное так или иначе к другому человеку, обычно противоположного пола. Кто из нас не проходил первую несчастную любовь? И снова риторический вопрос! Вы, вы или может быть вы? С годами начинаешь думать больше, понимать глубже, переоценивать ценности, считавшиеся святыми ранее, учишься находить главное, важное, непреложное, теряя в замен может быть больше, чем приобретаешь с этим своим взрослением. Но кто же устанавливает критерии, кто знает лучше, что именно является главным, важным, непреложным...

Страдания человека, из-за чего бы он ни страдал: смерть кошки, отсутствие привлекательности или несчастная любовь не проходят без следа, чем бы они ни закончились. Трагедия. Она перечеркивает все. Есть черта, за которой уже ничего нет, когда уже ничем не поможешь и ничего не исправишь. Эта черта – смерть.

Развитие неминуемой трагедии происходит во множественности любовных треугольников, возникших не просто так, а по причине, поскольку без нее, без причины, редко что-либо случается в жизни. При шести участниках действия (пенсионера я снова не беру в расчет) образовались как минимум пять треугольников, где каждый персонаж участвует как минимум в одном, а то и в двух. Парадокс? Неудовлетворенность...

Но я не упомянула одну важную деталь. Перечисляя возможные жанры спектакля выше, нужно было отметить, что все действие при всей своей философской направленности и трагичности, просто пронизано юмором, иногда сатирой. Комически поставленные сцены преследуют зрителя на протяжении всего спектакля, заставляя смотрящего забыть о возможном трагическом финале, отвлечься от банальности сюжета, от обыденности ситуации. Даже в философских отступлениях чувствуется наряду со страданиями, испытываемыми героями, комичность происходящего.

Привлекательность спектакля дополняется так же тем, что зритель, как бы равнодушен он не был, невольно участвует в действии, находится как бы на уровне его, а достигается это только малостью зала и расположением зрительских мест на одном уровне со сценой, правильнее было бы сказать, отсутствием последней.

Трагически-философская драма с сатирической направленностью. Именно так я определила жанр спектакля, допивая свой утренний кофе.

Спасибо за внимание.

Page Designed by Марусия, 2003, maruse4ka