Комедия о любви «Касатка», А.Толстой, постановка С.Спивака, Молодежный театр на Фонтанке.

Главная страница

Рецензия на спектакль «Таня-Таня»
Рецензия на «Вишневый сад» А.Чехова
Рецензия на «Ночь ошибок» О.Голдсмита
Рецензия на «Страсти Христовы»
Prose
Это было б преступленьем
Плыть по жизни по теченью,
Не читать судьбы намеки,
Поощрять в себе пороки,
Сердца своего не слушать,
Не пускать любимых в душу...


В основе тонкого, поэтического спектакля легла ранняя пьеса А.Толстого.

Любовный альянс двух прожигателей жизни, потонувших в азарте, долгах, ложной роскоши, который с первых минут спектакля поражает своей искусственностью и неискренностью, заставляет задуматься о ненужности всего этого, где главная героиня Марья Косарева, бывшая эстрадная дива (по прозвищу Касатка) и альфонс Анатолий Петрович, князь Бельский, пятнадцать лет назад покинувший родное имение в поисках красивой столичной жизни и, в итоге, живший на содержании у своей незаконной супруги, влачат жалкое существование в гостинице, заплатить за которую они уже не имеют никакой возможности. С ними спутник, такой же потерявшийся в жизни неудачник Желтухин, составляющий как бы противовес между «супругами», неизменно сглаживающий острые углы в их общении, понимая, что они ему столь же необходимы, как и он им, если не брать во внимание мотивы обеих сторон.

И так бы и продолжала тянуться их все менее приметная жизнь, если бы не случай, знак, за который они, все вместе, ухватились, просто как за избавление от преследователей их, как должников, но который на деле был их судьбоносным шагом, приведшим, вначале к страданиям, а в последствии к полному очищению, познанию главного и любви. Катарсис – очищение через страдание. Решение их ехать немедленно в имение тетушки князя и было этим шагом, письмо от нее – тем знаком, так сильно изменившим их жизни.

Из удушливой атмосферы декаданса «супружеская пара» попадает в райский деревенский уголок, столь отличные патриархальные нравы от столичной вычурности незамедлительно пленяют незадачливых спутников своей искренностью и неподдельностью. В этой гармонии, и не может быть иначе, герои встречают добрых и отзывчивых, не испорченных столичной жизнью людей: тетку Варвару, бросившую все свои силы на приготовление к свадьбе своих воспитанников Ильи Ильича и Раисы, с детства любящих друг друга, как брат и сестра, и, как это обычно и случается в деревнях, с прошествием лет решивших пожениться. Об искренности этих чувств можно рассуждать долго. Женитьба тех, кто знаком уже всю жизнь, не отдалит, но и не сблизит их, не сделает несчастными, но и не осчастливит. Просто их отношения перейдут на другой уровень, а жизнь их не изменится, не изменятся чувства, ничто не войдет в их жизнь и не покинет ее, они и так часть друг друга, но не дополняющие, а скорее слишком одинаковые, не отталкивающиеся, но и не притягивающиеся. А как же сакраментальная по моему мнению фраза: «Жениться нужно не на том, с кем можешь жить, а на том, без кого жить не можешь?» Зачастую мы принимаем решения, о которых будем жалеть всю жизнь, особенно, когда уже вкусил то, без чего ни дышать, ни спать не можешь, без чего сама жизнь кажется неполной, голой, обделенной. Именно в такой же ситуации и оказались герои А.Толстого. Приехав в эту «другую» жизнь, каждый из них нашел то, к чему всю жизнь стремился, мыслями или волею судьбы, или роковой случайностью, или невозможностью иначе. Ведь любят не за, а несмотря на…

Князь, понимая, скольким он обязан Марье Семеновне, как он опустился, как запутался в своих жизненных дорогах, тем не менее не в силах противиться этому новому для него, высокому чувству к будущей невесте Раисе. В свою очередь Илья Ильич, узнавший в Марье Семеновне ту, которую он так страстно любил в своей юности, когда некоторое время жил в Петербурге и учился. Это безумная любовь вспыхнула вновь, как только он узнал в Марье ту самую Касатку, некогда так поразившую его мальчишеское сознание, но вспыхнула она уже с новой силой, и чувства не мальчика, а уже повзрослевшего и узнавшего жизнь мужчины, поглотила его целиком. Апофеоз всего кроется в выше сказанном мною: эти ненужные альянсы, в подтверждение моим словам, пошатнулись, словно не имеющее фундамента здание, не было в них той основы, того главного, что соединяет не только души, сердца, но и жизни людей. Не было любви. И потому и Илья, и Анатолий встретили взаимность своих чувств.

Век назад, по тем законам, выхода, впрочем, не было. И новые чистые чувства всех четверых наталкиваются на традиции того времени. Но в этом-то и сила любви! Преодолев преграды на своем пути, она, как ручеек, прокладывает свою дорогу среди камней к заветному озеру, к своей мечте. Преградой была, разумеется, тетка, которая, задав всего один вопрос своему воспитаннику: «Ты счастлив?», и получив в ответ: «Я о таком не смел и мечтать!», принимает все с сердцем, разрывающимся между традициями и счастьем детей; но решение ее было верным, и это покажет будущее.

А.Толстой сам нарушил традиции своим произведением, сделав концовкой пьесы хэппи-энд. Это не в традициях исконно русской литературы. Но сюжет, пусть он даже прост, поражает своей искренностью. Красивая история любви – страстной и застенчивой, запоздалой и внезапно вспыхнувшей. Семен Спивак, режиссер спектакля, оттолкнувшись от банального сюжета, сумел разглядеть и воплотить на сцене за, казалось бы, простыми чувствами и поступками, душевную глубину героев. За смехом – слезы, за деланным равнодушием – желание быть понятым и любимым. Кроме всего этого, спектакль пронизан юмором и грустной иронией. Это объединяет в режиссере идеалиста, любящего, добрые истории со счастливым концом, и человека, который все же не теряет связи с неласковой реальностью.

Кроме того, одна из главных деталей, которая на протяжении пьесы перестает быть просто деталью, а становится уже как символическим действующим лицом, помогающим понять всю глубину чувств и страстей сюжета, душевный мир героев, разрывающим душу своей пронзительностью, является музыка. В ней и тоска романсов Эммы Чаплин и Марии Пуаре, и взрыв эмоций в стремительных мотивах и постоянно сменяющихся ритмах.

Плюс сильный актерский состав, талантливо выполненные декорации, великолепные костюмы и сценография, в своем единстве, и есть составляющая лирической постановки об идеальной любви и жизни.

Page Designed by Марусия, 2003, maruse4ka