Из раннего... шестилетней давности... Рецензия на спектакль "Вишневый сад" А.П.Чехова, прошедший в Большом Драматическом Театре им. Г.А.Товстоногова...

Главная страница

Рецензия на спектакль «Таня-Таня»
Рецензия на «Касатку» А.Толстого
Рецензия на «Ночь ошибок» О.Голдсмита
Рецензия на «Страсти Христовы»
«Мы насадим сад, роскошнее этого...»


Prose
Блистательный актерский состав несомненно сделал постановку А.Я.Шаниро выдающейся, хотя, по моему мнению, режиссер не стремился главный акцент сделать на актерах, привлечь зрителя громкими именами, но талантливой игрой, интересной постановкой, художественным оформлением, на котором мы еще остановимся (Э.С.Кочергин) и захватывающей музыкой (О.Эхола), и, если ореол артистов был бы менее ярок, а в спектакле принимали участие С.Н.Крючкова (Раневская), О.В.Басселашвили (Гаев), А.Б.Фрейндлих (Шарлотта), Н.Н.Трофимов (Пищак), И.М.Пальму (Фирс), в зале все равно был бы аншлаг.

Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы XX века, - это ситуация рубежа, порога. Еще ничего такого не происходит, но уже есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Шаниро поставил спектакль очень близкий по содержанию к пьесе Чехова, но некоторые режиссерские находки потрясали своей оригинальностью. Самой интересной его идеей бело то, как он сумел показать единство сада с домом, поместив вишневые деревья внутри особняка. На всем протяжении спектакля мы наблюдаем, как сад пытается удержать героев, цепляясь ветками деревьев за одежду, срывая шляпы, но для них это всего лишь сухие ветки, растопыренные во все стороны и больше ничего.

Все действующие лица в пьесе - «мертвые души», и единственный персонаж, воплощающий в себе живой дух, кого можно назвать одушевленным и действительно живым - это вишневый сад. В ходе спектакля мы наблюдаем медленную смерть сада. Если еще в первом действии сад цветет, маленькие белые цветочки символизируют радость и веселье от долгожданной встречи с хозяйкой, для которой сад является символом ее счастливой молодости, давно ушедшей, но оставившей приятные воспоминания, и воплощением них является цветущий сад, то в третьем действии мы с сожалением замечаем, что цветы исчезли, и это говорит нам о том, что скоро исчезнет и сам сад, исчезнет навсегда, не оставив даже воспоминаний, потому что вспоминать будет уже некому. Во втором действии на заднем плане отчетливо видны кресты и голые деревья. Это также символ умирающего сада.

Во время праздника деревья стоят все в серпантине. Сухие, безжизненные верти украшены искусственными гирляндами. Все веселятся, а в это время решается трагическая судьба вишневого сада. Как это напоминает пир во время чумы. Страшно оправдывать разрушение родового гнезда, где проходила жизнь поколений.

Только старый Фирс остается верным прошлому, верным вишневому саду, он живет им. На тарелочке он приносит кислую вишню, но для него она такая же сладкая, как и много лет назад, когда вишневый сад был гордостью, символом красоты, благополучия и счастья. А сейчас над садом поднялась жестокая рука с топором, неотвратимая гибель. «Приходите все смотреть, как Ермалай Лопахин хватит топором по вишневому саду».

Апофеозом всей пьесы является четвертое действие, в котором выясняется, какой путь выбирает для себя каждый герой. Деревьев уже нет, кругом валяются газеты, игрушки, стулья, книги, чемоданы. Снова отчетливо видны кресты.

Аня, дочь Раневской (М.К.Лаврова), выбирает путь, который проповедует Петя (В.Р.Реутов). Она надевает его фуражку, этот своеобразный символ новой жизни. «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым», - говорит Петя. Этим мелким и призрачным и является для них вишневый сад, и они стремятся расстаться с ним, как с символом отжившего, прошедшего.

Еще одна параллель - Варя и Лопахин. Как жаль, что над ними так и не взошла яркая звезда любви. В Лопахине побеждает коммерсант, делец, и он жертвует своей любовью ради денег. Хотя мы видим, что это стоит ему немалых усилий. Толубеев великолепно передал образ Лопахина, его борьбу, переживания. Чехов сказал о своем герое: «Роль Лопахина - центральная». И мне кажется, что Толубеев сыграл именно так, как хотел Чехов: «благопристойно, интеллигентно, не мелко».

Все уходят, но остаются Раневская и Гаев. Специально или по воле случая оба они одеты в сиреневое. Это говорит о том, что у них общие взгляды, воспоминания, прошлое. Но вот уходят и они.

Самая трагическая, а быть может самая прекрасная судьба, как мне кажется, у Фирса. Ведь дом с вишневым садом стал для него последним приютом и он уйдет вместе с ним в небытие.

Спектакль удался. Создалось такое впечатление, что Чехов писал специально для этого состава актеров. Но самое огромное впечатление на меня произвело то, что после спектакля нам удалось пообщаться с актерами, этими замечательными людьми, которые вдохнули жизнь в эту пьесу, которые не играли роль, а жили ею, жили жизнью тех, чьи образы они так великолепно создавали на сцене. Их руками, их талантами «сделан» этот спектакль.

Page Designed by Марусия, 2003, maruse4ka